ВАЗ-2114
Дмитрий ТИХОНОВ, г. Москва
Окончил я экономический институт, и специальность моя находится
далеко от автозвука. Началось всё с детства, когда высококлассный звук был на
бобинах, потом подтянулись кассеты, и где-то с этого места мои музыкальные
интересы стали переезжать в авто. Пять лет назад в моей первой машине стоял
стандартный аудионабор: два «блина» плюс магнитола. Оказавшись первый раз на
автомобильной выставке, я увидел несколько машин с качественной инсталляцией
аудиоаппаратуры, и желание сделать что-нибудь похожее стало непреодолимым. На
одном из соревнований в Тушине Дмитрий Матвеев, небезызвестный в кругах EMMA,
как-то сказал: «Все любители автозвука больные, но больные по-здоровому!» И
был, на мой взгляд, прав, у меня уже точно хроническая форма, и жена бросила
все попытки уговорить меня пройти курс лечения.
Со временем появился опыт в изготовлении сабуферов и
каких-никаких, но подиумов для мидбасов в дверях. Удачно «прокачав» два своих
предыдущих автомобиля, в нынешний я решил поставить звуковую систему на
хорошем профессиональном уровне, чтобы попробовать силы в автозвуковом
спорте. Вся аппаратура подбиралась очень тщательно, ещё задолго до покупки
самой машины: «голова» Alpine CDA-9812RB, усилители DLS CA450 и MA23,
акустика DLS R6A с твитером UR1 и купольными среднечастотниками Ivolga CS-2,5
MID, межблочные провода Kicx с тройным экраном, акустические кабели ORIS
сечением 4 кв. мм и силовые по 20 «квадратов» до дистрибьютора.
|
Ящик сабвуфера
Начал я свою стройку с изготовления саба-фазика объёмом 45,6 л, для которого
использовал листы МДФ толщиной 20
мм. Передняя стенка склеена на ПВА из двух слоев МДФ и
стянута саморезами. Внутри, на задней стенке ящика, установлены два ребра
жесткости, вырезанные из тех же листов МДФ. Финальную сборку готовых деталей
корпуса производил на шурупах длиной 70 мм, а все стыки, в том числе и с
контактной чашкой, обработал «жидкими гвоздями».
Чтобы сделать трубу фазика, взял пластиковую канализационную
трубу-«сотку» длиной 195 мм
и развальцевал её с обеих сторон с помощью обычной зажигалки и плоскогубцев.
Это было необходимо для того, чтобы при работе саба выходящий из
фазоинвертора воздух не свистел. Трубу вставил в переднюю панель, рядом с
динамиком, и загерметизировал. Снаружи готовый корпус обтянул карпетом, а
внутри задемпфировал вибропластом и остатками карпета.
Попробовать своё детище мне удалось почти немедленно в машине
одного знакомого. Результат очень порадовал, поэтому без колебаний приступил
к изготовлению подиумов для фронтальной акустики.
|
Подиумы для мидбасов
Их я приобрёл уже готовыми - они были сделаны из МДФ и
довольно качественно. Подиумы закреплены девятью саморезами на дверной
обшивке, которая была заглушена листом «Битопласта». Сами двери обработаны
пятью(!) слоями «Стандартпласта» разных сортов, поскольку было необходимо
погасить любые дребезги. Точно так же я прошёлся по задним дверям, крыше,
полу и багажнику с колёсными арками.
Внутренняя часть двери оклеена двумя слоями «Вибропласта М1»,
все технологические отверстия закрыты целым листом «Визомата МП», а напротив
отверстия под динамик наклеен квадрат из 20-миллиметрового поролона - для
гашения призвуков. Дверная обшивка установлена в последнюю очередь и
закреплена на металле двери пятью саморезами вокруг подиума и кармана.
|
|
|
Подиумы для твитеров
Чтобы правильно сориентировать твитеры, для начала я подключил
их к магнитоле через «родные» кроссоверы, посадил на пластилин и слушал под
разными углами, наверное, целый день. Наилучшим был вариант «на дальнего»
слушателя с монтажной высотой на уровне глаз. Я это объясняю тем, что UR1
имеют шёлковый купол, дающий характерное мягкое звучание, и заставлять их
играть на отражение от лобового стекла не имеет никакого смысла.
Покончив с трёхмерными координатами, я отправился в магазин,
купил две пачки автомобильного пластилина и принялся за лепку подиумов.
Интересно, что весь процесс занял не больше трёх часов. Первый подиум принял
форму сам по себе, обволакивая установленный под углом твитер. И самым
трудным оказалось изготовление второго подиума, поскольку он должен был стать
точной копией первого. И это удалось! Слепленные подиумы оклеил в шесть слоёв
серпянкой, пропитанной эпоксидкой. Когда эпоксидка встала, подиумы приобрели
высокую прочность и позволили избавиться от пластилинового содержимого. Потом
я их зашкурил, зашпаклевал и обтянул винилом, от которого предварительно
оторвал тканевую подложку. Такая тонкая доводка обычного винила позволяет его
потом тянуть как угодно, но только при использовании «88-го» клея.
|
Подиумы для среднечастотников
Для начала я вырезал кольца из 16-миллиметрового листа МДФ,
налепил на них кучу пластилина, после чего отправился в машину. Там прилепил
кольцо к торпедо и придал будущему подиуму окончательную форму, заодно получив
точный отпечаток верхней полки торпедо. Потом последовала уже привычная
работа по фиксации формы серпянкой, выскребанию пластилина, - в общем, всё,
как для твитеров. Когда я замерил внутренний объём СЧ-подиума, то получил
около 0,3 л
и, чтобы «догнать» до нужных для «Иволги» 0,8 л, заполнил его
синтепоном.
Поставив на место динамики, я подключил их дома к музыкальному
центру - звук получился на славу! И теперь можно было приступать к укладке
проводов.
|
|
|
Укладка проводов
Силовые провода я проложил по левому борту автомобиля, включая
провод Remote, а все акустические и RCA-кабели легли по правой стороне. Чтобы
акустические провода не ловили шумы и помехи, свил их косичкой. Пассивные
кроссоверы фронта закреплены с внутренней стороны торпедо. Все пересечения
акустических и силовых проводов сделаны под прямым углом, этот способ
позволяет избежать наводок. Головное устройство запитано напрямую от
аккумулятора через 15-амперный предохранитель. Заземление усилителей и
головного устройства выполнено в одной точке кузова под задним сиденьем.
Особое внимание я уделил прокладке проводов под торпедо и на полу - всё
уложено в гофру и скреплено стяжками.
|
Фальшьпанели для усилителей
Для начала я взял картон и вырезал
из него макет будущего фальша. Потом, когда всё лишнее было отрезано
ножницами, перенёс контуры на лист МДФ толщиной 16 мм. Для монтажа
усилителей заподлицо с фальшем пришлось изготовить небольшие проставки.
Напоследок сделал новую заднюю полку взамен заводской и всё обтянул карпетом.
|
|
|
Настройка
С самого начала я думал, как избежать одновременной работы
сабвуфера и мидбасов в одном диапазоне и с одинаковым уровнем. Для настройки
без приборов, только на слух, очень подошёл диск «Аудиодоктор FSQ». Нижняя
граница мидбасового диапазона установлена на 80 Гц. Серединки включены через
«родной» кроссовер, который ограничивает полосу в пределах 700 - 2500 Гц, и
нижняя её граница продублирована активными фильтрами усилителя. Сабвуфер
получает всё, что ниже 80 Гц, с помощью активных фильтров своего усилителя.
Под конец настройки я задействовал процессор «головы» и выставил правильную
сцену.
|
Итог
Думаю, что получилось зачётно, и это очень радует. Хотя после
того, как всё было сделано, стало немного грустно. Но потом пришло
вдохновение, и на зиму запланирован обстоятельный аэродинамический обвес,
думаю, что к открытию спортивного сезона по автозвуку как раз успею. А успеть
надо, а то как-то не экономически время уйдёт!
|
|
ТИП СИСТЕМЫ - аудио
СОСТАВ - 3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИК - Alpine CDA-9812RB
УСИЛИТЕЛИ - DLS CA450, MA23
АКУСТИКА - DLS UR1, R6A, Ivolga CS-2,5 MID
САБВУФЕР - DLS W712
Получить квалифицированный совет, собрать подобную систему, приобрести требуемые компоненты
можно связавшись с автором статьи, Дмитрием Тихоновым по e-mail: street2005_99@mail.ru
|